Авторизация

Вы можете войти как пользователь других сайтов

Или как пользователь сайта Novaya-riga.ru:

Я забыл пароль

Если у вас нигде нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Новая-Рига.Ру / Инфраструктура / Услуги / Редакция Novaya-Riga.Ru / «Живая школа» в Гринфилде: тайны ремесла и жизнь без оценок

«Живая школа» в Гринфилде: тайны ремесла и жизнь без оценок

26 мая, 2015

В «Живой школе», находящейся в элитном поселке «Гринфилд» на Новорижском шоссе, все необычно. Здесь нет оценок и учебников, многие занятия проходят на лоне природы, а июнь — учебный месяц, только занятия проходят в иных широтах.

И даже выглядит эта школа, работающая по вальдорфской программе, необычно — она находится на втором этаже мощной башни в римском стиле. Прямо в коридоре школы «растет» дерево, по которому можно полазить на перемене, а в уютной столовой, где дети сидят вместе с учителями, подаются домашние супы и испеченный учителями хлеб.

 

Недавно в школе прошел День открытых дверей. Корреспондент «Новой Риги» побывала на мероприятии, и попыталась проникнуть в тайны учебного заведения.

Как все начиналось

«Живой школе» уже третий год. Ее директор, Капитон Дубинин, когда-то закончил отделение прикладной математики Физтеха. После этого он сменил много сфер деятельности: работал директором представительства в ЛУКОЙЛе, руководил рекламным агентством, открыл итальянскую пекарню на Рублевском шоссе. Когда у Капитона Вадимовича родился первый сын, семья переехала жить на Новую Ригу. И именно там они с женой организовали детский сад «Заповедник детства», который теперь располагается недалеко от «Гринфилда» в поселке Ларюшино. Это заведение существует уже много лет и работает по той же вальдорфской программе.

Капитон Дубинин, директор школы

Потом Дубинин и другие родители-единомышленники поняли, что надо идти дальше, и создали для своих детей «Живую школу». К тому времени ее директор уже прошел обучение на множестве курсов и семинаров, связанных с педагогикой. Сейчас Дубинин — отец уже пятерых детей, а в школе, в которой в прошлом году училось всего 8 учеников, их уже 32.

Классов здесь всего 5: первый, второй, третий, пятый и восьмой.

«Поскольку школа создавалась под конкретных детей, вначале у нас был только первый класс, куда перешли дети из нашего садика и третий, где был единственный ученик — мой сын, — поясняет Капитон Дубинин. — Потом классы стали прибавляться. Наши же восьмиклассники — это, в основном, братья и сестры тех детей, которые учатся в младших классах».

Сам Дубинин преподает в третьем классе.

Особенности программы

Она строится на традиционных принципах вальдорфской школы. Отметок здесь, как уже было сказано, нет.

«Сейчас они отсутствуют и в первом классе государственных школ, существует и инициатива по отмене оценок в средней школе, — говорит Капитон Дубинин. — Когда дети начинают учиться ради отметок, а не знаний, это в корне меняет весь подход к учебе».

 

 

Классы в Живой Школе

Нет и учебников, кроме пособий по иностранному языку. Ученики сами создают подобие учебников в больших тетрадях.

Но общей отчетности при этом не избежишь, ведь госаттестации у «Живой школы» нет. Ученики заведения приписаны к московской лицензированной школе. Туда сдаются работы второклассников и третьеклассников по русскому и математике, а четвероклассники сдают при этой школе тест за началку. Там же проходятся и ГИА, и ЕГЭ в старших классах.

Русский и математика преподаются в «Живой школе» «эпохами» (период длиною в 3–4 недели).

«Когда математика у нас — лейтмотив недели, то все предметы тем или иным образом связываются с темами, проходимыми в рамках математического курса, — поясняет Капитон Дубинин. — Например, если учебный день начинается с математики, и четвероклассники изучают дроби, на уроках музыки в этот период изучают длительности, тоже являющиеся своего рода дробями. Если на русском изучают предлоги, эта тема всплывает и на уроке английского. Таким образом, постоянно образовываются межпредметные связи, способствующие цельному восприятию всего учебного процесса. Школьная программа — не разрозненный калейдоскоп. С третьего класса, кроме эпохального изучения математики и русского, начинается и еженедельное. Еще один момент — дети должны понимать, как они могут практически применить тот или иной предмет, будь то химия или иностранный язык».

Английский и немецкий изучают здесь с первого класса. Дубинин говорит о формировании у детей особого способа мышления: «Ребенок видит разницу построения фразы в русском, английском и немецком, что позволяет придать мышлению гибкость. А что такое химия? Абсолютно социальный предмет, где изучается взаимодействие элементов, у каждого из которых свой характер. География формирует межнациональные отношения и отношения к другим национальностям. Если с интересом изучать чужую культуру, никогда не будешь националистом, ибо появляется осознание, что все мы — жители одной планеты».

Ученики

«Живая школа» — единственная школа, работающая по вальдорфской системе на Новой Риге, и единственное как таковое учебное заведение в поселке «Гринфилд». Но местные жители, как рассказывает директор, предпочитают более «статусные» заведения — типа расположенной неподалеку Ломоносовской школы. В результате школу посещают дети только из одной гринфилдовской семьи, остальные же приезжают из разных близлежащих мест: Ларюшино и Звенигорода, Жуковки и Истры. Бывает даже, что семьи специально переезжают из Москвы поближе к школе и снимают или покупают дом в близлежащих поселках. Треть учеников — дети учителей, поэтому школу и называют «родительской инициативой».

 

Учителя и ученики

Родители привозят своих детей в Ларюшино, после чего ученики проходят в сопровождении педагога трехкилометровый путь через лес. Это путешествие тоже несет в себе смысловую нагрузку — двигательной активности в школе уделяется особое место, к тому же есть возможность прочувствовать по пути красоту природы.

Максимально в классе здесь может быть 12–15 учеников.

«Считаю, что больше 15 тетрадей качественно проверить невозможно, — говорит Дубинин. — В том году у меня было 9 учеников, а сейчас 10, и даже это — скачок, который заставляет меня менять принципы работы».

Восьмиклассница Настя говорит, что самое важное для нее — ощущение свободы, ведь «без свободы не живут». У девочки остались негативные воспоминания о детском саде («мрачное здание, где можно играть только на переменах»), о первой школе («ждешь, что в школе будет что-то иное, но свободы больше не становится, все только хуже и сложнее»), у нее когда-то были проблемы и в общении со сверстниками, и в выполнении домашних заданий. Ее мама, младшая дочь которой посещала уже «Заповедник детства», была в числе активных организаторов школы. И теперь у Насти нет проблем ни с общением, ни с самостоятельным выполнением домашних заданий. По натуре она, как сами признается, бунтарь, и однажды отказалась посещать хор. И очень удивилась, когда учителя не предъявили к ней никаких претензий. Теперь она с удовольствием поет.

А семья ее одноклассницы Маши не так давно переехала на Новую Ригу из Волгограда. В бывшей школе у Маши не было никаких проблем в учебе, но существовало ощущение глобального формализма преподавателей. Здесь она второй раз пошла учиться в восьмой класс. Поначалу Машу мучили опасения — ведь все по-другому, но она быстро втянулась в учебный процесс.

На День открытых дверей пришли и родители «потенциальных учеников». Многие из них привели с собой детей. У всех свои мотивации при выборе заведения — кто-то пытается заранее разведать обстановку, а кто-то уже разочарован недолгим предыдущим школьным опытом. Мама мальчика Володи пережила разочарование в московской школе, первый класс которой посещал ее сын, и специально переехала на Новую Ригу, чтобы ребенку было комфортно учиться. А мама восьмилетнего Данилы, сменившего уже две школы, признается, что в нынешнем их учебном заведении «нечем дышать».

Есть, разумеется, и многие родители, чьи дети уже посещают «дубининский» детский сад, а есть и просто те, кого привлекают идеи вальдорфской педагогики. Среди мотивировок родителей при выборе учебного заведения и такие, как «не портить детство».

Учителя

У всех педагогов заведения большой и интересный опыт предыдущей работы, не ограниченный школьными стенами и узкими специализациями. Например, учитель пятого класса Сергей Королев был сначала воспитателем в детском саду, а после обучения на ремесленном семинаре, работал в кузнечной мастерской. Сейчас, помимо «классного руководства», он преподает ремесло.

Учитель Сергей Королев

Алексей Бузенков — учитель будущего первого класса, имеет хореографическое и психологическое образование, ранее он профессионально занимался танцами и преподавал хореографию, а с вальдорфской школой познакомился, когда работал в Канаде на биодинамическом хозяйстве. А позже открыл в себе еще таланты художника, музыканта и ремесленника. Учительница же восьмого класса Екатерина Орлова — практический психолог и психотерапевт и редактор текстов по психологической и социальной работе.

За каждым педагогом закрепляется много предметов. Например, Юрий Подкопаев ведет не только информатику и математику, но и физику, алгебру, геометрию и даже физкультуру. Сергей Королев преподает ремесло, математику, историю и биологию.

«Учитель каждого класса ведет столько предметов, сколько он может вести, — поясняет Капитон Дубинин. — И математику, и русский, и живопись, и музыку, и физкультуру, и чтение, и театр. Я лично преподаю все эти дисциплины в своем классе. Правда, в шестом классе педагог может попросить вести отдельные уроки предметника, но все равно на нем останется значительный объем занятий. Такая позиция базируется на том, что учитель учится вместе с учениками. Если предметник преподает один предмет и пытается донести его как главный, это одна ситуация. А вот если предметов много, педагог оказывается в той же ситуации, что и дети, и понимает, насколько им трудно. А дети, в свою очередь, видят, что преподаватель способен охватить материал целиком, и понимают, что, значит, и они на это способны, и тянутся за ним. В такой ситуации самим педагогам приходится тоже «подучиваться».

Труд и ремесло

Эти понятия — важный элемент вальдорфской системы. Занятиям такого плана в школе отводится много времени.

«Пять лет назад я познакомился с Петером Гуттенхофером, ведущим преподавателем вальдорфского педагогического семинара из германского Касселя, — рассказывает Капитон Дубинин. — Он вдохновитель многих школ — не только немецких, нашей и других российских, но и бразильских, кенийских и других. Недавно Гуттенхофер приезжал к нам читать лекцию. У него особое видение школы, основанной на „хендлум-педагогике“ или „педагогике действия“, позволяющей доносить до детей все предметы через реальную деятельность. Важно, чтобы у детей в руках было ремесло. Это может изменить общий сейчас тренд, заключающийся в том, что дети (да и взрослые) не способны сделать ничего своими руками. Вы знаете, что сейчас наблюдается много детей с плоскостопием — ведь они не ходят, а ездят! А что тогда говорить об умении рук? А ведь не зря Сухомлинский говорил, что „наш интеллект — в кончиках пальцев“.

 

Огромное внимание в школе уделяется творчеству

Ирина Королева, которая раньше работала в детском доме, преподает в школе рукоделие. На ее уроках ученики, в частности, сами изготавливают костюмы для школьных спектаклей.

„У детей большое желание работать, — говорит преподавательница. — Когда я беру после ученицы спицы, то я чувствую, какие они горячие и влажные — так дети стараются“.

А Сергей Королев обучает детей работе с деревом, металлом и другими материалами, а недавно в школе даже проводился кузнечный фестиваль. Школьного пространства не хватает, поэтому Зеленые мастерские организовываются прямо в соседнем лесу.

„Недавно мы с второклассниками строили мини-город на небольшом островке на речке, — рассказывает Королев. — Один ученик собственноручно строил домик, другие активно работали над созданием поднимающегося моста со сваями. Заметьте, восьмилетние дети делали все сами, я лишь следил за тем, чтобы они соблюдали технику безопасности при работе с инструментами. Все было построено очень быстро“.
Большое внимание уделяется и условно „сельскохозяйственной деятельности“.

Хендлум-педагогика“ предполагает, чтобы дети работали на земле, занимались садоводством, — говорит Дубинин. — Наше отношение к земле, особенно в России, ужасающее. Поэтому должно вырасти новое поколение детей, которые будут относиться к вопросу иначе. Это отношение мы прививаем еще в детском саду. Недавно со вторым классом мы сеяли пшеницу. Затем мы будет жать ее, молотить, веять, молоть зерно, и, наконец, печь хлеб».

Магия творчества

Много времени здесь отводится музыке и театру. Яна Голохвастова, учитель второго класса, постоянно ставит с учениками спектакли, а Анна Мышкина, музыкальный педагог, обучает их игре на пяти инструментах! В арсенале преподавательницы: флейта, скрипка, гитара, фортепьяно, лира. Ежедневно, полчаса перед занятиями ученики «Живой школы»…поют. Они исполняют песни на разных языках, например, сейчас перед поездкой в Италию, они разучивают песню на языке этой страны. В репертуаре и русские народные, и праздничные песни, и композиции про ремесла. Эти «спевки» не отменяют углубленных занятий музыкой, проходящих дважды в неделю.

Учитель Яна Голохвастова

«Мне близок метод преподавания, где отсутствует соревновательный метод, — говорит Мышкина. — Музыка ради музыки, музыка ради красоты — вот к чему мы стремимся».

В школе часто проводятся фестивали, где дети демонстрируют полученные музыкальные и лингвистические навыки, читают стихи.

Обилие путешествий

«Походы и путешествия — часть вальдорфской школьной программы, но каждый реализует ее по мере возможности», — говорит Капитон Дубинин. В его заведении эта часть реализуется с «размахом».

Так, изучать древнюю культуру пятиклассники ездили в Грецию. А в июне все ученики школы учатся в Германии в дружественной школе Rudolf Steiner Schule Loheland — начало было положено в прошлом году. После чего отправляются в Италию, на остров Альбарелла, где они работают в мастерских, решают задачи по ориентированию на местности.

Помимо этого, дети побывали уже и в Стамбуле, и в Крыму. А в нынешнем мае они ходили в поход на байдарках по реке под городом Ржевом — младшеклассники отправились туда на вторые, а пятиклассники — на первые майские праздники.

Праздник всегда с тобой

В школе широко отмечаются праздники самого разного рода: Масленица, Рождество, в октябре отмечается Праздник Мужества, а в ноябре проходит Праздник Фонариков.

Вместе с родителями

Родители активно участвуют в школьной жизни. Так, на Рождество в этом году состоялось первое выступление родительского оркестра — далеко не у каждого взрослого при этом за плечами стоит музыкалка или вообще какой-то опыт музицирования. Родители играют в школьных театрах, ходят с детьми в походы.

«Если родители участвуют в школьной жизни, школа становится составляющей частью жизни семьи, — считает Капитон Дубинин. — Если ребенок видит, что для родителей это важно и интересно, то у него самого формируется соответствующее отношение к школе. Ученикам нравится, когда родитель тоже учится, скажем, играть на флейте».

Цена вопроса

Стоимость обучения — 40 тыс. руб. в месяц. К этому надо прибавить расходы на поездки.

Достижения и итоги

«Вальдорфская школа не самая лучшая школа в мире, — говорит Яна Голохвостова. — Кому-то она подходит, кому-то нет, все зависит от жизненных ценностей. Могу, например, сказать, что в третьем классе 4 ученика из 10 уже пишут свои книги».

«Сравнивать системы школ, какая лучше или хуже — бессмысленно, — подтверждает Капитон Дубинин. — Разным людям нужны разные школы. Даже все вальдорфские школы — все разные, и у каждой есть свое видение. В основе нашего подхода — ориентированность на детей, в учебных программах мы отталкиваемся, прежде всего, от ученика. А есть школы, где основной мотиватор — программа. Там стремятся к высокому рейтингу, отличным результатам ЕГЭ. Что происходит с ребенком в этот момент, их мало интересует.

Нам же гораздо важнее, чтобы ребенок был здоров, социализирован, имел свое мнение, и чтобы ему интересно было учиться. Что толку в хорошей оценке, если ребенку это неинтересно? Все предметы для нас лишь инструментарий, помогающий сформировать личность, пробудить самостоятельное мышление, интерес к окружающему миру и другим людям вокруг, осознанное восприятие всего этого и себя самого. Важно, чтобы ученик видел мир, и отражение себя в нем, и наоборот. В этом случае, он часть этого мира. Такая постановка образовательного процесса формирует человека морального и честного, и это важнее, чем оценка.

Большим нашим достижением считаю то, что дети, приходившие к нам в плохом состоянии, преображались и психологически и физиологически. Например, один мальчик имел такие проблемы, как кровотечение из носа, и даже отказывался от еды. Через месяц после пребывания в „Живой школе“, эти проблемы ушли. К нам приходили и дети, на которых давили большие социальные проблемы и проблемы со сверстниками. Теперь у них другое настроение, и глаза светятся».


Нашли ошибку?

Фамилия Имя:
Ваш e-mail:
Телефон:
Сообщение:

    Реклама

    Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»
    Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

    Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.

     

    Реклама

    Коттеджный поселок
    Рузские дачи

    Участки рядом с пляжем. От 0,9 млн руб. Поселок построен

     

    Реклама

    Коттеджный поселок
    КП с озером Woodside Residence

    45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. SPA, теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана 

     

    Реклама

    Коттеджный поселок
    КП у воды Bayside Residence

    На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана 

     
Рузские дачи

Реклама

Коттеджный поселок

Участки рядом с пляжем. От 0,9 млн руб. Поселок построен

 
КП с озером Woodside Residence

Реклама

Коттеджный поселок

45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. SPA, теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана 

 
Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

Реклама

Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.

 
КП у воды Bayside Residence

Реклама

Коттеджный поселок

На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана