На выставке представлена часть обширного цикла произведений Татьяны Назаренко, создававшегося с 2010 года и составившего ретропроект «Фамильный альбом». Через образы старого фотоархива своей семьи, пережившей все трагические коллизии российской истории ХХ века, художница не только передаёт личное отношение к судьбе предков, но и приходит к высокому обобщению темы памяти, используя лаконичный художественный язык.
Мастер продолжает раздумья о времени, начатые ещё в работах 1970-х – 80-х годов. В цикле «Фамильный альбом» её обращение к прошлому – это поиски собственной идентификации, пытливый взгляд тысяч наших современников и соотечественников, познающих через историю семьи глобальную драму эпохи.
История людей, живших когда-то, погибших на войне, загубленных в лагерях, изгнанных из страны. История разлук, исчезновений, неожиданных возвращений – в лицах, проступающих сквозь патину выцветших фотокарточек, в строчках писем, обрывках фраз, адресах на конвертах, расплывающихся почтовых штемпелях.
Приёмы коллажа, заимствованные из стилистики самих фотоальбомов давнего времени, говорящие детали, имена, названия, помогают зрителю проследить последовательность событий. Выполненные в акриле и принадлежащие к разряду графических работ, произведения Т.Назаренко в то же время несут в себе уникальное свойство монохромной живописи. Художница создаёт особый колорит: почти гризайльный, созвучный цветовой природе старого снимка, он словно прорастает цветом. В скупой линеарности, силуэтности формы есть отзвуки забытого мира старых фотоателье, картонной хрупкости альбомов. Застывшая мимика персонажей, между тем, не просто намекает на неловкое позирование перед объективом. Напряжённые лица без улыбок воспринимаются как окаменевшие маски, отмеченные знаком неизбежной судьбы.
В среде поколения, которое вошло в отечественное искусство в конце 1960-х – начале 1970-х годов, творческая личность Т.Назаренко с самого начала была одной из ярчайших. Её творческая жизнь целиком связана с родной Москвой. В Суриковском институте она училась у Д.Д.Жилинского и А.М.Грицая, затем работала в творческой мастерской Академии художеств у Г.М.Коржева.
Татьяна Григорьевна Назаренко – заслуженный художник России, действительный член и член Президиума Российской Академии художеств, лауреат Государственной премии Российской Федерации и независимой премии «Триумф», профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского государственного художественного института им.В.И.Сурикова.
Художественный язык Т.Назаренко рождался в причудливом сплаве традиций: европейский Ренессанс и русский реализм, советское искусство и западные авангардные течения ХХ века (неопримитивизм, экспрессионизм, сюрреализм), изобразительный фольклор и интеллектуальная культура рубежа тысячелетий. Наряду с живописью, охватывающей широкий диапазон жанров и сюжетов, художница занимается графикой, фотографией, создает инсталляции. В последнее время внимание мастера сосредоточено на вечных темах, к которым относятся и библейские сказания, и поиск корней в саге «Фамильного альбома».