Для собирателей всегда был главным интерес к личности творца, неповторимому художественному опыту. Этим объясняется стремление как можно полнее представить в собрании искусство отдельных мастеров, проследить их путь. Последние годы были отмечены коллекционными поступлениями. В частности, более сотни работ, выполненных в различных техниках, – от графики и станковой живописи до мозаики, фрески и мелкой пластики – было подарено Марией Борисовной Чернышёвой, дочерью известного художника Бориса Петровича Чернышёва (1906–1969). Ученик таких больших мастеров, как Л. Бруни, К. Истомин, П. Кузнецов, А. Куприн, Н. Удальцова, В. Фаворский, Борис Чернышёв сам стал эпохой
для многих художников, начинавших творить в конце 1950-х – 1960-х годах.
Трудно переоценить тот дар (почти 200 работ), который преподнес музею Олег Александрович Кудряшов. Персональная выставка подаренных мастером произведений стала событием для многих знающих и ценящих творчество Кудряшова. Отдавая должное уровню музейного собрания, Валерий Волков передал музею, пожалуй, лучшее свое полотно последнего периода – «Три граната» (2009). Художник очень дорожит этой картиной. Работа над ней – возвращение ко многому в себе, к своим истокам, связанным с культурой и природой Средней Азии, где он родился, с творчеством отца, Александра Николаевича Волкова, знаменитого мастера «Гранатовой чайханы».
Давним другом музея был и Евгений Николаевич Кравченко (1937–2010), значительная часть жизни и искусства которого также была связана со Средней Азией. Его великолепные по живописности картины «Актеры из Нукуса» и «Небо» – последний дар мастера.
Александр Лозовой, Вячеслав Павлов, Андрей Таль, Дмитрий Терехов – в творчестве каждого своя школа, свои корни. Александра Лозового, ученика Варвары Бубновой, называют «подлинным учеником русских авангардистов начала прошлого века»; Вячеслав Павлов через всю жизнь пронёс заветы своей наставницы Веры Пестель; для Дмитрия Терехова главными учителями стали Михаил Перуцкий и Роберт Фальк; Андрей Таль (1951–2010) считал своим учителем Владимира Вейсберга.
Путь мастеров, чьи работы вошли в музейное собрание, лежит, как правило, в стороне от мейнстрима. В отрыве от генеральной линии советского искусства, предпочитая уединение, работали такие художники, как Александр Подколзин (1925–1992), Наталья Сорокина (1918–1991), Александра Лукашевкер (1925–1992) – имена новые для музейного собрания.
Не так часто на выставках можно увидеть произведения Бориса Свешникова (1927–1998), значительная часть работ которого хранится в музеях США. Несколько графических листов Свешникова были подарены музею Олегом Кудряшовым, хорошо знавшим мастера.
Коллекция скульптуры ХХ–ХХI веков практически отсутствовала в музее. Этот пробел, к счастью, начал восполняться работами прекрасных мастеров. Леонид Берлин (1925–2001), Марат Бабин (1929–2010), Елена Суровцева – эти имена стоят в ряду первых среди московских скульпторов. А совсем недавно собрание пополнилось произведениями мастера из Архангельска Надежды Шек. Для Москвы это имя также давно известно: в Москве проходили выставки Шек, работы её хранятся в собрании Государственной Третьяковской галереи и Государственном музее искусства народов Востока.
Открытие выставки: 25 октября 2012 года в 15:00.
Место проведения: Выставочный корпус музея «Новый Иерусалим».