Авторизация

Вы можете войти как пользователь других сайтов

Или как пользователь сайта Novaya-riga.ru:

Я забыл пароль

Если у вас нигде нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Новая-Рига.Ру / Инфраструктура / Достопримечательности / Усадьбы / Усадьба "Архангельское" / Шереметевы в гостях у Юсуповых. Граф Николай Петрович Шереметев и его Эстампная галерея

Шереметевы в гостях у Юсуповых. Граф Николай Петрович Шереметев и его Эстампная галерея

  • Период: c 30 июня, 2016 - по 27 июля, 2016

В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в
чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь
быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за
двери гроба.
 
Из Завещательного письма 
графа Н.П.Шереметева сыну
 
28 июня 2016 года исполняется 265 лет со дня рождения графа Николая Петровича Шереметева (1751-1809), основателя Странноприимного дома, владельца одного из лучших крепостных театров России, покровителя искусств.
 
Выставка, приуроченная к этой дате, носит биографический характер, цель которой - показать основные реалии жизни и многогранной деятельности Н.П. Шереметева. Блестяще и разносторонне образованный человек, внесший значительный вклад в историю отечественного театра, архитектуры, коллекционирования, народного просвещения, благотворительности, он по праву может быть назван одним из наиболее ярких представителей российской культуры конца XVIII — начала XIX веков. Наследие Н.П. Шереметева огромно – это памятники светской и церковной архитектуры, разнообразные художественные коллекции и громадная библиотека, составляющие значительную часть музейного и библиотечного фонда страны.
 
Эстампные галереи, в отличие от картинных, появились в Европе довольно поздно - в последней четверти XVIII века. Это было связано и со сменой исторических стилей (изысканная и скупая красота гравюры терялась в пышных рокайльных интерьерах, но прекрасно дополняла строгую красоту классических залов), и с бурным развитием в это время самого жанра гравюры, захватывавшего все более широкие области сюжетного содержания, и наконец, с новым, просвещенческим взглядом на фигуру знатока и любителя искусств.
 
Всякий, кто претендовал на это звание, должен был наряду с собранием картин и скульптур обзавестись и солидной коллекцией эстампов. Увражи с гравюрами, в первую очередь репродукционными, с оригиналов самых известных картин и собраний, заполнили библиотеки по всей Европе, немало их выписывали, привозили и покупали на месте и русские любители изящного. Однако, в отличие от Западной Европы, в России эстампные галереи начали входить в моду лишь к концу века. Известно, что Эстампная галерея была оборудована в 1796 году в царскосельском Александровском дворце, который императрица Екатерина построила для своего старшего внука. Вполне закономерно, что эту идею немедленно подхватил такой любитель модных художественных новинок, как граф Николай Петрович Шереметев, и в том же году распорядился перестроить под нее бывшую Овальную комнату Останкинского дворца с примыкавшими к ней двумя небольшими помещениями.
 
Эта идея позволила решить сразу две задачи - остроумно обыграть невысокое помещение и – главное – превратить галерею не просто в один из череды «богатых покоев», но сделать ее средоточием «интеллектуального» досуга гостей благодаря множеству предметов, предназначавшихся для подробного и внимательного рассматривания - гравюр всех европейских школ и драгоценного западного и восточного фарфора, выставленного в горках и на столах.
 
В Эстампной галерее подспудно воплотилась и еще одна неосуществленная мечта графа. Когда-то, совершая в начале 1770-х годов свой гранд-тур по Европе, он неустанно посещал в Голландии и Швейцарии популярные тогда кунсткамеры и кабинеты натуральной истории. О том, что и ему хотелось иметь таковой, свидетельствует привезенный им из путешествия необычный и весьма дорогой экспонат – восковая анатомическая женская фигурка «с показанием полной анатомии», то есть с возможностью послойного раскрытия, так называемая «Венерина». Но увы - к тому моменту, когда ставший полным хозяином шереметевских богатств после смерти отца граф приступил к воплощению своих замыслов, кунсткамеры вышли из моды - их место заняли библиотеки и эстампные галереи. Вот здесь-то, самом «ученом» по наполнению помещении, и была размещена в особой витрине красного дерева восковая анатомическая фигура.
 
Мода на эстампные галереи, как и всякая мода, прошла довольно быстро – к концу раннего ампира, и до нашего времени не дошло ни одного такого интерьера. Была в середине XIX столетия перестроена Эстампная галерея и в Останкине – она стала частью жилых покоев, предназначавшихся для императорской семьи, которая гостила здесь в 1856 г.
 
Сегодня, когда Останкинский дворец вступил в эпоху долголетней научной реставрации, приглашение музея-усадьбы «Архангельское» позволяет представить современному зрителю этот редкий тип интерьера, смоделировав его в помещениях юсуповского дворца. И это еще одна цель, которая подразумевается выставкой – напомнить в очередной раз московскому зрителю о существовании такого прекрасного памятника, как дворец-театр в Останкине, и о такой неординарной исторической фигуре, как граф Николай Петрович Шереметев.
 
В сущности, в том факте, что из великого множества музеев-усадеб, возникших вокруг Москвы после национализации дворянских имений, сохранились лишь немногие – прямая заслуга их неординарных создателей и владельцев. И в этом смысле облик двух Николаев – графа Шереметева и князя Юсупова – имеет немало общих черт. Практически ровесники, единственные наследники знатнейших фамилий и крупнейших состояний, знатоки и любители искусств и страстные поклонники театра, они были не только прекрасно знакомы. Их объединяло то, что ныне зовется системой ценностей – с одной стороны, она была результатом сходных интересов и даже воспоминаний. Мы не знаем, были ли они приятелями, но о хороших отношениях между ними есть немало свидетельств – от писем до чашки с портретом Шереметева, изготовленной на юсуповской фарфоровой фабрике.
 
Из сохранившихся книг, в которых записывались гости, посещавшие Шереметева, известно, что Н.Б. Юсупов часто бывал у него, в том числе в Останкине. Шереметев же в Архангельском не был и не мог бывать – он умер за полтора года до того, как Юсупов приобрел усадьбу. Так что настоящая выставка – это своеобразный воображаемый визит, который граф Николай Петрович Шереметев отдает князю Николаю Борисовичу Юсупову. И везет в гости то, чем дорожил и гордился.
 

Нашли ошибку?

Фамилия Имя:
Ваш e-mail:
Телефон:
Сообщение:

    Реклама

    Коттеджный поселок
    КП с озером Woodside Residence

    45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. SPA, теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана 

     

    Реклама

    Коттеджный поселок
    Рузские дачи

    Участки рядом с пляжем. От 0,9 млн руб. Поселок построен

     

    Реклама

    Коттеджный поселок
    КП у воды Bayside Residence

    На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана 

     

    Реклама

    Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»
    Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

    Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.

     
КП с озером Woodside Residence

Реклама

Коттеджный поселок

45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. SPA, теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана 

 
КП у воды Bayside Residence

Реклама

Коттеджный поселок

На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана 

 
Рузские дачи

Реклама

Коттеджный поселок

Участки рядом с пляжем. От 0,9 млн руб. Поселок построен

 
Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

Реклама

Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.