- Период: c 24 июня, 2025 - по 27 августа, 2025
Выставка «Под маской театра»
Выставочный проект посвящен исследованию влияния комедии дель арте (comedia dell’arte, театр масок) на театральные эксперименты 1910–1920-х годов, когда благодаря итальянским маскам в России появилось новое направление в сценическом искусстве. Традиционные маски итальянской комедии дель арте и их характерные черты – гротеск, импровизация, пластичность, связь с площадным театром – вдохновляли режиссеров на создание новых театральных форм. Выставка, разместившись в трюме театра Гонзага, станет своеобразным манифестом инновациям: театр был местом реализации творческих замыслов его создателя – князя Н.Б. Юсупова, открывшего современникам итальянский театр декораций, выполненных художником Пьетро ди Гонзаги, концептуально опередившим свое время. Спектакли, поставленные режиссерами В.Э. Мейерхольдом, Е.Б. Вахтанговым и А.Я. Таировым, опирались на действие, как движущую силу всего представления. Этот подход формировал мгновенную и глубокую эмоциональную связь со зрителем. Отголоски этих театральных инноваций продолжают звучать в творчестве режиссеров и сегодня. Выставка включает в себя два раздела. Первый посвящен основным героям комедии дель арте (Арлекину, Пьеро, Коломбине, Пульчинелле, Панталоне, Бригелле, Тарталье, Труфальдино и т.д.). Эволюцию образов можно проследить по публикациям в книгах XVIII-XIX века (фрески и орнаменты в Помпеях, комедии Плавта, портреты актеров), в произведениях декоративно-прикладного искусства, особо отметив рисунок «Коломбина», выполненный княгиней Ириной Александровной Юсуповой. Второй раздел представляет легендарные спектакли В.Э. Мейерхольда («Балаганчик», 1907, Драматический театр Веры Комиссаржевской; «Шарф Коломбины», 1910, Дом интермедий; «Маскарад», 1917, Александринский театр), Е.Б. Вахтангова («Принцесса Турандот», 1922, Третья студия МХАТ) и А.Я. Таирова («Покрывало Пьеретты», 1913, Свободный театр; «Принцесса Брамбилла», 1920, Камерный театр). Искусство действия, являющееся ядром театра масок комедии дель арте, становится для каждого из режиссеров отправной точкой в поисках. Жесты и позы, доведенные до гротеска, превращаются в главный структурный элемент нового театра. Главное отличие театра масок от классического театра заключалось в близости этого искусства к народу, и после Октябрьской революции 1917 года это стало особенно актуально. Искусство следом за обществом получило ту свободу, к которой оно стремилось последние 20 лет. Именно торжество этой свободы и нового театрального языка масок комедии дель арте, выразилось в постановках Таирова и Вахтангова. Концепция Мейерхольда получит название «биомеханики», Таиров использует возможность демонстрации эмоций и страстей, скрывающихся внутри актера, а в постановке Вахтангова актер одновременно сможет прожить роль и быть импровизатором. Для постановок великих режиссеров эскизы и костюмы создавали не менее талантливые художники – воспроизведения работ А.Я. Головина, И.И. Нивинского, А.А. Арапова обрамляют редкие сценические фотографии спектаклей с участием Алисы Коонен, Бориса Щукина и Рубена Симонова, а также следующего поколения вахтанговцев – Михаила Ульянова, Николая Гриценко, Юрия Яковлева и других. Современные режиссеры по-новому смотрят на итальянские маски. Они становятся визуальным спецэффектом, который привносит в спектакли элементы сатиры, аллегории и социальной критики. В состав выставки включена видеоработа художницы Валерии Титовой, созданная в технике нейрогенеративной графики, а также костюмы из спектакля «Пульчинелла», поставленном в 2022 году в Новосибирском драматическом театре «Старый дом», и работы студентов и преподавателей Школы дизайна Высшей школы экономики (направления «Ивент. Театр. Перформанс» и «Саунд-арт и саунд-дизайн»), партнера Музея-заповедника «Архангельское». На выставке представлено более 40 экспонатов (графика, декоративно-прикладное искусство, фотографии, костюмы, видео и др.).
Вдали от шума в 80 минутах от МКАД по скоростному шоссе M4. Собственное озеро, теннисный корт, клабхаус, пляж, воркаут, детские площадки
У воды в окружении хвойного леса 80 мин от МКАД. Два пляжа, причал для лодок, СПА, теннис банный комплекс, ферма, фитнес и воркаут зоны
Бизнес-класс, осталось 5 участков от 11 млн. Готовая инфраструктура в экологически чистом районе. Атмосфера леса, озеро, единый стиль.
Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.
У воды в окружении хвойного леса 80 мин от МКАД. Два пляжа, причал для лодок, СПА, теннис банный комплекс, ферма, фитнес и воркаут зоны
Вдали от шума в 80 минутах от МКАД по скоростному шоссе M4. Собственное озеро, теннисный корт, клабхаус, пляж, воркаут, детские площадки
Бизнес-класс, осталось 5 участков от 11 млн. Готовая инфраструктура в экологически чистом районе. Атмосфера леса, озеро, единый стиль.
Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.