Авторизация

Вы можете войти как пользователь других сайтов

Или как пользователь сайта Novaya-riga.ru:

Я забыл пароль

Если у вас нигде нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Новая-Рига.Ру / Инфраструктура / Услуги / Редакция Novaya-Riga.Ru / У истоков промышленного дизайна

У истоков промышленного дизайна

7 июня, 2008

Сегодня без утилитарных произведений мировой индустрии промышленного дизайна представить себе быт практически невозможно. Это и предметы бытовой техники, и системы подсветки, и мебель, и даже канцелярские принадлежности – скрепки, подставки и прочие мелочи. Технологичный минимализм уверенно и широко шагнул в новое тысячелетие. А начало этому триумфальному шествию положили авангардные направления 20-х годов прошлого века – баухауз, функционализм и конструктивизм.

Баухауз

В начале 20-го века Германия была одним из мировых флагманов новой архитектуры. И главным  творческим центром в 20-е годы стал «Баухауз». В 1919 году в германском городке Веймаре архитектором Вальтером Гропиусом была основана высшая школа строительства и художественного конструирования – или Баухауз (Bauhaus). Возникновению «Баухауза» предшествовало несколько факторов: во-первых, изобретение в конце 19-го века такого материала, как бетон, и возникновение чикагской школы архитектуры, применявшие этот материал в строительстве зданий. В это же время произошло возникновение  «машинной» эстетики Петера Беренса, широко применявшего металлические конструкции  для каркасов промышленных построек, которые подчеркивали суровую мощь массивных стен. Ну и, конечно, были свежие идеи функционалистов.
 
Гропиус  стремился  сделать искусство и дизайн частью повседневной жизни. Он считал, что и художники, и архитекторы – прежде всего ремесленники. И их произведения  должны быть практичными  и  доступными. Дома,  интерьеры и вещи должны быть эргономичными и утилитарными. Но при этом – эстетичными и естественными. Стиль Баухауза, отличающийся простотой,  геометрическими формами и тонким вкусом, позволил сформироваться технологическому дизайну всего 20-го столетия. 

Группа "Стиль"

Чуть раньше была создана голландская группа "Стиль" ("De Stijl"), названная по одноименному журналу Пита Мондриана и  Тео ван Дусбурга. Ее члены также активно участвовали в формировании новых принципов архитектуры и дизайна.
 
Большое влияние на ее основателя – архитектора Модриана – оказали абстрактные и кубические композиции художественного авангарда. В результате был рожден стиль "неопластицизма", который стремился установить некий универсальный архитектурно-дизайнерский концепт. Он базировался на использовании горизонтальных и вертикальных линий и трех основных цветах: черном, белом и сером.
 
Яркий пример воплощения этих принципов на практике - знаменитый "Дом над водопадом" в Бэар-Ране (Пенсильвания) Ф. Л. Райта, где пересечение прямоугольных объемов под прямым углом - один из приемов равновесия всей композиции.

Конструктивизм

Значительное влияние на архитектуру и предметную среду интерьера оказал и конструктивизм. Это настоящий гимн функциональной эргономичной конструкции и новым материалам, таким как бетон, железо, стекло.

Стекло – один из основных материалов конструктивистов. Его активно использовали и в архитектуре, и в оформительском, театрально-декорационном искусстве, художественном конструировании, дизайне.
 
Основной принцип этого направления - «конструирование окружающей среды». Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и демократический утилитаризм новых предметных форм. Их приемы – подчеркнутый геометризм и строгая цветовая палитра, что должно было лишь подчеркивать экспрессию формы.

Влияние на современность

Все эти три направления и стояли у колыбели промышленного дизайна. Это они пропагандировали новые формы бытия и быта. Взять хотя бы люстры и светильники Ван де Вельде. Это стеклянные сферы плафонов и гнутые металлические полосы, которые декларировали красоту инженерной конструкции и идеи супрематизма.  Или принцип Оскара Шлеммера: "Я против шика, против бесполезности. Я абсолютно не вижу смысла в украшениях. Вещи должны быть гладкие и блестящие. Только промышленный дизайн и точная, выверенная форма».

Образцы различных предметов – от мебели, фарфора, тканей и осветительной арматуры до обоев – выпущенные в свет представителями этих течений, отвечали новым принципам формообразования. Таким образом, была открыта дорога новым канонам красоты, которая становится органичной частью повседневной жизни.

Текст: Ася Тахтарова


Нашли ошибку?

Фамилия Имя:
Ваш e-mail:
Телефон:
Сообщение:

    Реклама

    Коттеджный поселок
    КП с озером Woodside Residence

    45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. SPA, теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана 

     

    Реклама

    Коттеджный поселок
    КП у воды Bayside Residence

    На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана 

     

    Реклама

    Коттеджный поселок
    Рузские дачи

    Участки рядом с пляжем. От 0,9 млн руб. Поселок построен

     

    Реклама

    Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»
    Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

    Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.

     
Рузские дачи

Реклама

Коттеджный поселок

Участки рядом с пляжем. От 0,9 млн руб. Поселок построен

 
КП с озером Woodside Residence

Реклама

Коттеджный поселок

45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. SPA, теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана 

 
Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

Реклама

Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.

 
КП у воды Bayside Residence

Реклама

Коттеджный поселок

На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана