Авторизация

Вы можете войти как пользователь других сайтов

Или как пользователь сайта Novaya-riga.ru:

Я забыл пароль

Если у вас нигде нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Новая-Рига.Ру / Инфраструктура / Услуги / Редакция Novaya-Riga.Ru / Дмитрий Ракитский: «Нам необходимо развивать частную авиацию…»

Дмитрий Ракитский: «Нам необходимо развивать частную авиацию…»

27 октября, 2008

- Хотелось бы начать разговор с самого традиционного вопроса: как начали летать? Целенаправленно шли к этому?

- Сколько себя помню, всегда хотел летать. С детства ходил в авиационные кружки, общался с интересными и знающими авиацию людьми – во времена моего детства и юности эта система была хорошо налажена. Получилось так, что филиал института МФТИ, в котором я учился, находился рядом с Жуковским –  городом авиации. Параллельно с учебой ходил  в аэроклуб. Все началось с увлечения, а вот на сегодняшний день летаю уже 30 лет.

- На чем начинали летать?

- Все началось с увлечением планерным спортом, потом интересовался и дельтапланами, и мотопланерами, и автожирами… Летал на различных самолетах, затем заинтересовали вертолеты. Был у меня даже воздушный шар. Кстати, мы с другом были первые в России, кто купил этот летающий аппарат. Это было в начале 90-х годов, открывались новый интересные возможности, поэтому в то время воздушный шар интересовал меня, в первую очередь, как нетривиальный способ заработать деньги, но, естественно, и как механизм для полетов. Ведь на самом деле это сложный механизм, и нужно обладать достаточным объемом знаний, чтобы летать на нем профессионально, а не использовать его как аттракцион.


- Вы много летаете. Это и ваша профессия, и главное увлечение. А где увереннее себя ощущаете: на земле, или в небе? Ведь небо – это все-таки опасность!

- Увереннее, комфортнее, красивее, да и интересней, конечно, в воздухе!

Сейчас мы летаем на вертолетах, передвигаться на которых безопасней, чем на любой машине на земле. Самый массовый вертолет сегодня – Robinson. Он небольшой, но надежность этой машины очень высока.

Вообще, это большое заблуждение, что небо таит в себе сплошные опасности, а на земле спокойно и надежно. Вот простая задача: необходимо из точки А попасть в точку В. И есть несколько вариантов решения: дойти пешком, доплыть на пароходе, доехать на машине и долететь на самолете. Если подходить к решению задачи чисто математически, не брать в расчет часы налета, технические моменты и т.д., и пересчитать временные затраты на километр пути, то окажется, что самый безопасный вид транспорта – самолет. Сегодня, как раз, очень опасно ездить за рулем автомобиля, что и подтверждается статистикой аварий и смертей на дорогах. На данный момент автомобиль – один из самых опасных видов транспорта.

Конечно, несколько раз в год мы слышим про авиакатастрофы, и как следствие – начинаем боятся воздуха. Но в мире каждую минуту взлетают тысячи самолетов, и одновременно в воздухе пассажиров находится чуть ли не больше, чем за рулем автомобилей, а людей погибает в разы меньше. Это говорит о том, что сегодня уровень сертифицированной авиационной техники, авиационной надежности чрезвычайно высок.


- Получается, что вертолет – безопасное средство передвижения, да и стоит он в несколько раз дешевле московской квартиры...

- Я вам больше скажу: при грамотном расчете получается, что себестоимость перемещения на небольшом вертолете и на дорогом автомобиле вполне сопоставима. Стартовая цена вертолета выше в несколько раз, но если автомобиль рассчитан на 6-7 лет активной эксплуатации, то вертолет типа Robinson на 25 лет, а, скажем, более дорогой Bell –  на 40.

Хорошая дорогая машина расходует около 25 литров бензина на 100 км, примерно столько же необходимо и нашему вертолету Robinson. А ведь наука не стоит на месте: сейчас появляются вертолеты все более и более экономичные.

- У воздушного транспорта много плюсов, почему же сегодня в небе так мало частных вертолетов и самолетов?

- Так сложилось исторически, в Советском Союзе весь воздух принадлежал военным. С тех пор у нас в стране ничего не изменилось: до сих пор считается, что воздух им и принадлежит. Соответственно, современное законодательство не предусматривает частную авиацию. Если, скажем, в Европе и Америке небо открыто для всех, то у нас на любой полет нужно получать разрешение. Этим занимается  УВД – Управление воздушным движением. В этой стройной системе есть различные зональные и региональные центры, которые осуществляют координацию и контроль за воздушным движением в России.

Человек, который позволил купить себе вертолет, должен нанять целый штат сотрудников, которые получали бы разрешения, согласовывали маршруты, сообщали о взлете и посадке. Вся эта работа соизмерима со стоимостью самого вертолета.

Сегодня, включив интернет, можно увидеть авиационную погоду для всего мира, но российский пилот должен заключать договор с нашими метеослужбами. А там сидит девочка, которая анализирует прогноз, и у которой, возможно, даже окошка в кабинете нет – она не знает какая погода. Поэтому очень часто бывает так, что в самую хорошую погоду нам говорят: «нет, лететь нельзя – прогноз плохой», а в самую плохую: «да, прогноз летный». У меня в жизни таких примеров тысячи.
 
Так что прежде чем взлететь, надо получить десяток подписей, и это, конечно, не способствует развитию частной авиации в России.


-  Кто же тогда летает, если без специального разрешения нельзя даже взлететь?

- Не то что взлететь, но даже оторваться от земли, подпрыгнуть на вертолете без разрешения –  это уже нарушением закона.

Если заглянуть глубже в нашу историю, то окажется, что были времена, и не так уж давно, когда такие же разрешения – путевки –  должны были получать и водители машин.

Сегодня у нас такая ситуация в воздухе. Но люди пытаются коллективно решать эти законодательные недоработки. Энтузиасты объединяются в аэроклубы типа нашего: здесь и владельцы вертолетов, и те, для кого небо – увлечение всей жизни, и люди как я, для которых это не просто увлечение, но и профессия. У нас есть свой штат диспетчеров, которые подают заявки на полеты, обеспечивают вылет, прием воздушных судов и т.д. То есть для членов клуба этот вопрос решается несколько проще.

Но надо отметить, что сейчас ведется лоббирование интересов и изменение законодательства. Правительство понимает, что в области авиационного законодательства мы сильно отстали, и если не изменить авиационное законодательство сегодня, то мы потеряем авиацию навсегда.

- Перед нами реально стоит такая угроза?

- Да. Ни для кого не секрет, что Советский Союз всегда был мощнейшей авиационной державой. Но на сегодняшний день Россия утратила авиационные кадры полностью. Произошел так называемый разрыв традиций, разрыв поколений в гражданской и военной авиации. Крупные авиационные институты потеряли старые кадры: самые талантливые и профессиональные люди были вынуждены зарабатывать на жизнь другими способами.

Любая авиация начинается с науки. А наука никогда не была высокооплачиваемым видом деятельности. Поэтому здесь практически не бывает случайных людей, в основном энтузиасты. Чтобы воспитать такого человека, он должен болеть авиацией с пяти лет. Авиамодельные кружки, авиационные клубы, авиационный институт… Шаг за шагом – и человек уже не может без авиации, и, поверьте мне, это не пустой звук.

Вот как решается этот вопрос, например, в Германии. Там только планерных аэроклубов больше тысячи. Столько же самолетных. 5 000 аэродромов. Разработана целая программа, по которой государство оплачивается занятие в аэроклубе. В Европе образуются клубы по интересам, где сидят люди, которые очень много знают про авиацию и могут своими интересными рассказами заразить авиацией молодежь. Как следствие – появляется необходимость получить качественное авиационное образование.  А потом жажда творчества приводит к тому, что талантливые молодые люди работают в серьезных больших фирмах, например Боинг или тот же Bell, если мы говорим о вертолетах. И это становится смыслом жизни.

И Советский Союз летал и воспитывал кадры. Там не было частной авиации, вся авиация была государственной, но она была массовой. Всегда можно было пойти в ближайший аэроклуб, записаться в авиамодельный кружок, с кем-то интересным пообщаться, полетать, в конце концов. Государство понимало, что без системы аэроклубов невозможно развитие авиационной отрасли, авиационной индустрии. За годы перестройки все поменялось, и сейчас вопросом воспитания будущих конструкторов, летчиков, инженеров, техников никто не занимается.

- Находясь внутри этой проблемы, наблюдая за современной российской авиацией, можно ли сказать, что есть какие-то просветы, какая-то перспектива улучшения?
 
- Ну, первый просвет наступил. Грянул кризис, о котором сегодня так много говорят. Что такое кризис для России? У нас на каждого летчика приходится 10 чиновников, каждый из которых в силу своих обязанностей делает его жизнь все сложнее и сложнее. А денег всем этим чиновникам хватает, потому что из скважины течет нефть. Сейчас нефть обесценится, в России ее добывать будет невыгодно, и страна должна будет выживать за счет чего-то другого. А в такой ситуации выживать придется за счет инноваций, за счет науки, технических достижений. Если мы не можем вырастить хлеб, то можно продать один самолет  и накормить полстраны. На сегодняшний день Россия самолет сделать не может. Поэтому назрела необходимость изменения авиационного законодательства, и эта необходимость правильно понимается в правительстве. Мне приходилось общаться и с некоторыми министрами, и с заместителем руководителя аппарата правительства, которые эту ситуацию очень хорошо понимают. Поэтому я считаю, что Россия движется в правильном направлении. Другой вопрос, как скоро нас ждут эти изменения. В 1992 году я думал, что перемены уже близко, но прошло 16 лет и ничего не изменилось.


- Если небо станет открытым, все поднимутся в воздух и полетят… Не превратиться ли небо в хаос? Вот та же Европа: там тоже полеты, наверное, не массовые.

- Нет, там именно массовые. Очень многие люди, как в Европе, так и в Америке, используют самолет или вертолет как транспортное средство. Человек доезжает до любого аэродрома, а, например, в Германии из любой точки страны ехать придется не больше 30 км – там достаточно много аэродромов и строятся новые, садится на самолет и летит из Мюнхена в Берлин. День работает, вечером летит обратно. Эти 1000 км можно проехать на машине – там хорошие автобаны, но выясняется, что на самолете в несколько раз дешевле. И быстрее.  И меньше устаешь. Этим активно пользуются. И не надо согласовывать, утверждать, получать разрешения – для наших пилотов это пока лишь мечта.

И потом, открытое небо – это не анархия. Есть правила движения. Эти правила разрабатывались ровно столько, сколько развивалась авиация. Когда братья Райт подняли свой самолет, они не спрашивали ни у кого разрешения на взлет. Это просто не приходило в голову. Но когда самолетов стало тысяча, и появилась реальная угроза столкновения в воздухе, то стали придумывать правила.

- Как и где можно получить научиться летать и получить права? 

- Вот такие аэроклубы, как наш, и занимаются тем, что готовят пилотов-любителей. Для этого надо поехать в офис, написать заявление, оплатить, и можно приступать к занятиям. Стоимость колеблется от 12 до 25 тысяч долларов и зависит от того, на чем курсант хочет летать, т.е. по сути, от размера вертолета. После этого выдается литература для самостоятельной подготовки. Здесь и руководство по эксплуатации вертолета, и методика обучения, и аэродинамика, и штурманская подготовка –  то есть те же самые предметы, что и для пилота-профессионала, только в адаптированном, упрощенном варианте. Создаются классы, и начинается чтение этих дисциплин. Курсанты ходят на занятия или, если очень заняты и не могут подстроиться под занятия в классе, договариваются с преподавателем об индивидуальных занятиях. Чтобы разобраться в предмете не нужно специальное высшее образование, но разбираться придется: знать на выходе надо все. И пока вы все не узнаете, сдать экзамен не получится, соответственно, прав не будет.


- То есть экзамены сдаются честно? Сегодня многие привыкли к тому, что все можно купить…

- Вообще – да, честно. Но хочу вас расстроить, что не всегда так было. К нам до сих пор приходят люди, которые говорят: права я купил давно, а теперь научите меня летать.


- А как скоро курсанты садятся в вертолет?

- Как только курсант заплатил взносы, он сразу начинает летать. Инструктор показывает, как проводится предварительный осмотр, объясняет, как включать и выключать, как действуют рули – и полетели. В начале шок, ничего не получается, но постепенно курсанты все осваивают и уже через год устанавливают мировой рекорд. И это не шутка. Один наш курсант, который начал обучение всего год назад, полетел из Москвы в Якутск на маленьком двухместном вертолете в одиночку. Из Якутска – в Мирный, на поиски следов неземных цивилизаций. За один год он научился летать, получил права, прошел стажировку, а уже в этом году установил этот мировой рекорд и совершил, я считаю, подвиг. Причем первая половина подвига заключается в том, что он долетел, а вторая –  что получил на все это разрешение.

Многие наши курсанты после окончания учебы занялись вертолетным спортом. Я не знаю ни одного, кто дошел бы до самостоятельного вылета, а потом бросил бы полеты. Многие, особенно занятые люди, не могут себе позволить полетать в удовольствие, поэтому им нужно придумать для себя какую-то причину: необходимо по бизнесу, эмоциональная разгрузка, польза для здоровья…


- В среднем, сколько обучение может занять времени?

- В среднем курс обучения длится полгода. Это зависит в первую очередь от временных возможностей курсанта. Абсолютный рекорд – самостоятельные полеты уже через месяц. Но таких результатов наш курсант добился ежедневными занятиями: с 8 до 9 утра полеты, а вечером после работы – теория.

Есть люди, которые не могут себе позволит часто приезжать в клуб, поэтому обучение может длиться по нескольку лет. Но всем сюда приятно просто прийти, пообщаться, посмотреть фильм, обсудить какие-то перелеты – здесь собираются люди, у которых общие интересы.


- Но это все-таки развлечение для состоятельных людей?

- Конечно, это удовольствие стоит денег, но я не назову абсолютно всех, кто у нас летает, состоятельными. К нам приезжают люди, которые тратят на полеты ощутимую часть своего дохода. Согласитесь, отдать 10 000 рублей за полет очень многие могут себе позволить. А свой вертолет имеют, конечно, немногие.

- То есть научиться летать можно и не имея своего вертолета?

- Конечно. Планируете вы его покупать или нет – это не имеет значения.  Возможно, вы даже знает, что финансы не позволят это сделать никогда, но попробовать научиться и получить права – можно. И приехать в клуб и полетать – тоже можно.


- Много ли среди ваших курсантов женщин?

- Женщин у нас почти столько же, сколько и мужчин. Более того, среди наших инструкторов есть очень обаятельная девушка и прекрасный специалист. Здесь нет понятия половой принадлежности – все зависит от человека и его индивидуальности. Я знаю женщин, которые летают гораздо лучше мужчин. Хотя есть инструкторы, убежденные, что из десяти девчонок получается один пилот, а из десяти ребят – девять, но это, возможно, просто мужской шовинизм.

- Есть ли для получения прав какие-то ограничения по возрасту?

- Формально права выдаются с 18 лет, а учить мы начинаем с 16. И у нас есть такие подростки. Был курсант, который учился летать в 69 лет. Сейчас ему намного больше, и он до сих пор хорошо летает. Главное – пройти медкомиссию, но для пилотов-любителей она не такая строгая как для профессионалов. У нас есть курсант, который вообще не имеет ноги, но при этом прекрасно летает. Вот сейчас мы пытаемся решить вопрос, как ему все-таки выдать права.


- Какие услуги  предлагает «Истра» помимо обучения?

- Здесь можно держать свои вертолеты, проходить обязательные технические осмотры.

На Новой Риге более 30 владельцев вертолетов, которые держат их дома в частном ангаре. Это маленькие вертолеты до 3-х тонн. Но вертолет все равно должен быть приписан к какому-нибудь клубу. И те, кто держат вертолет дома, прилетают к нам в основном на обслуживание, технический сервис.

Как я уже говорил, можно приехать в клуб и полетать. А можно взять вертолет на прокат, хотя это сложнее и дороже, конечно, чем в Европе и Америке. Но сразу оговорюсь, что на прокат мы даем только тем людям, которых хорошо знаем и полностью доверяем. На это есть множество причин, в том числе и то, что у нас не очень хорошо работает система страхования.

Ну и, конечно, о чем я уже тоже говорил – наш клуб помогает своим членам решать вопросы, связанные с получением разрешения на полеты.


- Много ли в Подмосковье подобных авиаклубов?

- Нет, не много – около десяти. Но, не смотря ни на что, популярность вертолетов растет. Это становится модно, да и люди начинают понимать все преимущества передвижения по воздуху. Думаю, со временем клубов для пилотов-любителей будет становиться все больше и больше.

Беседовала: Блеверова Ольга
 


Скидки на таунхаусы в готовом поселке! Спешите.

Нашли ошибку?

Фамилия Имя:
Ваш e-mail:
Телефон:
Сообщение:
    Таунхаусы Park Fonte на Новой Риге

    Современная архитектура, рядом водоем. 23 км от МКАД. Застройщик ООО «Терра Ди Инканти». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф.

    Таунхаусы Futuro Park 169 и 238 кв.м.

    Панорамные окна, терраса на крыше. Новая Рига, 23 км. Застройщик ООО «ИнвестЛэнд». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф

    Новорижская деревенька

    Без пробок! Асфальт до границы поселка! Отличная экология! Экофермы, охота и рыбалка, река Руза и Рузское водохранилище!

    +7 (495) 120-14-36

    Звенигородский лес

    Участки от 11 сот. Поселок в заповедном лесу. Новорижское ш, 50 км. Коммуникации включены в стоимость: газ, вода, электричество.

    +7 (495) 540-42-41

    Готовый поселок "Глебово"

    Участки с комм-циями от 1,5 млн.р. Без доплат! Центральные комму-ции, развитая инфр-ра, рядом ж/д станция

    +7 (495) 540 42 41

Звенигородский лес
Коттеджный поселок

Участки от 11 сот. Поселок в заповедном лесу. Новорижское ш, 50 км. Коммуникации включены в стоимость: газ, вода, электричество.

+7 (495) 540-42-41

Новорижская деревенька
Дачный поселок

Без пробок! Асфальт до границы поселка! Отличная экология! Экофермы, охота и рыбалка, река Руза и Рузское водохранилище!

+7 (495) 120-14-36

Готовый поселок "Глебово"
Дачный поселок

Участки с комм-циями от 1,5 млн.р. Без доплат! Центральные комму-ции, развитая инфр-ра, рядом ж/д станция

+7 (495) 540 42 41

Таунхаусы Park Fonte на Новой Риге
Коттеджный поселок

Современная архитектура, рядом водоем. 23 км от МКАД. Застройщик ООО «Терра Ди Инканти». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф.

Таунхаусы Futuro Park 169 и 238 кв.м.
Коттеджный поселок Futuro Park (Футуро Парк)

Панорамные окна, терраса на крыше. Новая Рига, 23 км. Застройщик ООО «ИнвестЛэнд». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф