Авторизация

Вы можете войти как пользователь других сайтов

Или как пользователь сайта Novaya-riga.ru:

Я забыл пароль

Если у вас нигде нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Новая-Рига.Ру / Инфраструктура / Достопримечательности / Музеи / Елизаветинский музей / Нина Калинина: «Елизаветинский музей тяну одна»

Нина Калинина: «Елизаветинский музей тяну одна»

21 февраля, 2013 Автор: Георгий Трушин

На Новорижском направлении существует не так уж и много музеев. Но те, которые есть, вызывают живейший интерес как у туристов, так и у окрестных жителей. Одним из самых известных и интересных в Красногорском районе был и остается Елизаветинский музей.

Он был создан Ниной Калининой в 1999 году. Здесь выставлены предметы,  собранные у местных жителей окрестных сел. Можно увидеть предметы быта и ремесленного производства, различную утварь, фарфор, одежду, рукоделия, фотографии, справки, богослужебные книги, видеофильмы и музыкальные инструменты. От обилия интереснейших вещей буквально глаза разбегаются.
 
Известно, что главное направление этого, пусть небольшого, но интереснейшего музея: «Взгляд в прошлое, но впереди будущее». В  Елизаветинском музее пять комнат и терраса. Но,  уже открыв первую дверь и ступив на террасу, можно окунуться в мир прошлого. И ощущение, что попал в 19-й или начало 20-го века не прекращается до самого конца экскурсии.
 
Если же говорить о тематике музея, то ее, условно говоря, представляют десять разделов:
1. Елизаветинская комната. Экспозиция в фотографиях. В большом объеме представлена семья Царственного Дома Романовых.
2. Усадьбы: Ильинское – Романовых, Никольское – Голициных.
3. Храмы: Никольский, Илии Пророка и Скорбященская церковь.
4. XX век. История развития сельского хозяйства в Ильинском округе.
5. Сельские школы: Ильинская, Николо-Урюпинская и Петровская.
6. Предметы быта XX века.
7. Промыслы и ремесла.
8. Эхо войны.
9. Горенка, жилье середины XX века.
10.Творчество ветеранов и школьников (Тематические выставки).
 
О прошлом, настоящем и будущем Елизаветинскго музея корреспонденту «Новой Риги» рассказала его директор и хранитель Нина Калинина.
 
Нина Григорьевна, почему вы выбрали для этого музея именно Ильинское?
 
Начну немного издалека. Двадцать лет я занималась восстановлением Никольского храма в селе Николо-Урюпино. Это уникальный и очень красивый храм середины 17-го века.  Мы его восстановили,  и теперь он красуется на берегу реки. Когда я, будучи помощницей священника, занималась восстановлением храма, меня интересовала история не только Николо-Урюпино но и окрестных сел и церквей. Я много общалась с прихожанами, которые охотно делились со мной своими воспоминаниями о былых временах. Потом мне начали потихоньку приносить различные старинные предметы и документы. Со временем предметов накопилось довольно много.
 
В Ильинском же, у совета ветеранов было небольшое помещение. И мне предложили там уголочек,  куда я и перенесла все  будущие экспонаты. Но поскольку предметов становилось все больше и больше, а места было мало, то директор местного совхоза предложил мне комнату площадью 45 квадратных метров, и я переехала туда. Но экспонаты все прибывали и прибывали,  ставить их было просто некуда. И тогда наша сельская администрация построила себе трехэтажное здание, а старое здание отдали мне под музей. Это дом зажиточных крестьян Симоновых, его в 1930-е годы конфисковали, здесь были и общежитие, и милиция, и, как я уже сказала, сельский совет. И вот теперь здесь Елизаветинский музей.
 
Многих интересует — а почему именно Елизаветинский музей? Можете рассказать поподробнее о названии — как оно появилось?
 
Однажды к нам приехала из Калининграда матушка Елизавета. Она специально проделала долгий путь, чтобы своими глазами посмотреть места, где бывала ее святая – мученица Елизавета Федоровна. И когда она зашла в музей, то сразу же сказала мне: «Назови свой музей Елизаветинским – увидишь, как она тебе помогать будет». Я так и сделала и с тех самых пор постоянно ощущаю ее помощь. Я не только директор Елизаветинского музея, но еще и краевед. И вообще, село Ильинское довольно тесно связано с царским домом. Например, здесь была дворцовая усадьба Романовых, которая принадлежала им чуть ли не со времен Ивана Грозного, они владели ей более 150 лет. Ну, а потом эти земли были переданы в дар дворянам Стрешневым. Они состояли в родстве с Романовыми и также владели этими землями 150 лет. Потом земля переходила из рук в руки. После Василия Стрешнева усадьба перешла к Ивану Остерману.  
 
Остерман же в 1796 году передал свой титул, фамилию и имение внучатому племяннику Александру Толстому. От Александра Остермана-Толстого имение перекочевало к Леониду Голицыну. После его смерти в селе Ильинском произошел сильный пожар – тогда многие жители пострадали: дома строились рядышком друг с другом, а ветер перекидывал огонь с одного здания на другое. Анна Голицына не смогла восстановить село и вынуждена была его продать. Его купил Александр II — в дар своей супруге Марии Александровне. Она в то время была тяжело больна. Однако природа здешних мест благотворно влияла на ее здоровье. По натуре женщина деятельная и трудолюбивая, Мария Александровна основала здесь молочную ферму. Специально для этой фермы в Голландии купили коров, а из Риги привезли очень хороший сорт земляники. И более сотни лет здесь были земляничные поля.
 
А сейчас что-то осталось здесь от  былого величия?
 
Сейчас этого великолепия уже нет. Сначала земли принадлежали совхозу, а после развала Советского Союза немногим предприятиям удалось выжить.
 
Вы одна занимаетесь Елизаветинским музеем или же у вас есть помощники?
 
Нет, я все делаю одна  на общественных началах. Правда, поддерживают родные, близкие, друзья, знакомые. Иногда некоторые организации оказывают посильную помощь.  Но зарплату я здесь не получаю. Но в этом здании находится не только музей, здесь еще есть Совет ветеранов Ильинского. И так случилось,  что ветеранскую работу также приходится вести мне. А у нас, между прочим четыре тысячи ветеранов. Правда в Совете ветеранов помимо меня есть сотрудники, а музей приходится тянуть одной.
 
Почему по работе в музее не находится помощников?
 
Наверное, бесплатно никто не хочет работать. Но я никого не осуждаю, тем более что время сейчас не самое простое.
 
Можете рассказать, кто посещает ваш музей?
 
Поверьте, это очень разные люди. Когда музей только организовался, то поначалу начали приходить местные жители, стали приводить на экскурсии школьников. Ребятам, кстати, очень нравилось бывать здесь. В Ильинском четыре государственные и три частные школы, и отовсюду приходили дети на экскурсии. Потом Елизаветинский музей начали посещать ветераны — сперва местные, а потом из окрестных поселений. И вот так потихоньку пошла молва. И в один прекрасный день ко мне приехала сотрудница Исторического музея, что на Красной площади. Она была в восторге и сказала, что музеев, посвященных Елизавете Федоровне, нет в России. Она пригласила меня на семинар, где я выступила. И после этого  ко мне стали приезжать из московских музеев методисты, сотрудники библиотек. В Елизаветинском музее побывали экскурсии практически из всех  городов Подмосковья. Однажды ученые приехали — 40 человек на автобусе. Целый день у меня провели и все удивлялись. Да и из других областей тоже приезжают посетители.
 
А иностранцы заглядывают в Елизаветинский музей?
 
У меня были посетители из Англии, Франции, Финляндии, Китая, Америки. Даже не понимаю, откуда они узнают про наш музей! В 2009 году в Елизаветинском музее был дипломат, представитель посольства Бельгии в России. Он приезжал с группой, тоже здесь довольно долго пробыл. А в том году отмечался юбилей Марфо-Мариинской обители. И дипломат меня спрашивает: «А вас пригласили на юбилей?». Я отвечаю: «Конечно, нет! Меня мало кто знает. А Марфо-Мариинская обитель имеет мировое значение там и без меня будет полно гостей. И вообще — кто я такая, чтобы там быть?». А он ответил: «Напрасно вы так говорите! Вы храните память о святой Елизавете Федоровне и должны там присутствовать». И вы представляете, благодаря ему, я была приглашена туда. Мне позвонил президент фонда Марфо-Мариинской обители, а затем мне по почте пришло официальное приглашение. И мне было очень приятно присутствовать на этом событии.
 
Несколько лет назад музей посещала женщина из Австралии – Любовь Миллер, автор книги «Святая мученица российская – великая княжна Елизавета Федоровна». Сейчас мы с ней иногда перезваниваемся. Пару лет назад заглядывал в музей посол России в Афганистане. Дело в том, что он родился здесь. И уже, будучи в Афганистане, он нашел в интернете информацию о музее и о моей книге «Летопись родного края», посвященной истории Ильинского. Помню, он очень захотел ее приобрести. 
 
Кстати, об этой книге. Вы долго работали над ней?
 
Семь лет… Ходила по архивам, общалась с жителями Ильинского, обрабатывала информацию. Книга получилась весьма солидная, однако и то далеко не все сюда вошло. Но сейчас в почете несколько другая литература, поэтому печатать пришлось за свой счет. В какой-то момент подкачало здоровье: я лежала в больнице – у меня случился обширный инфаркт. И  в это время  мне позвонили из типографии и сказали, что, если я через две недели не заплачу часть денег, то весь тираж  - а это 5 тысяч экземпляров - пойдет под нож. Деньги были немалые — 600 тысяч рублей, мне пришлось уйти из больницы,  не долечившись. Начала срочно искать деньги, разослала более 150 писем в разные инстанции. Но никакого результата не было. Пришлось просить помощи у предпринимателей, и один бизнесмен дал 3 тысячи рублей.
 
И тут мне помог случай -  именно в эти дни наши ветераны собрались на встречу с тогдашним губернатором Московской области Борисом Громовым и посоветовали мне написать письмо ему. Я засомневалась: дважды его помощники возвращали мне послания с просьбой о помощи, мол, нет возможности посодействовать. И я решилась написать в третий раз, а ветераны письмо передали из рук в руки. Борис Всеволодович его тут же прочитал, а через два дня мне позвонили из правительства Московской области и предложили приехать… Так книга увидела свет и я очень благодарна Громову за это. Кстати, эту книгу можно приобрести в музее, правда, стоит она недешево – тысячу рублей. Все деньги, вырученные от продажи, идут на развитие музея — ведь он держится только на энтузиазме. Более того, если посетитель захочет поддержать материально – от помощи не откажемся. Но сами денег никогда не просим.
 
Сколько сейчас экспонатов в Елизаветинском музее?
 
Более трех тысяч. Ведь я давно занимаюсь этим делом, многих людей повидала, поговорила с ними, записала и воспоминания. Они передавали мне старинные вещи письма, фотографии. А ведь когда я только начинала собирать экспонаты, многие меня отговаривали, утверждали, что ничего у меня не получится, что старых вещей и документов ни у кого не осталось. Но вышло все иначе.
 
Среди экспонатов есть любимый?
 
Мне каждый экспонат очень дорог, у каждого есть своя история. Это как пальцы на руке — нельзя сказать, какой из них тебе более дорог. Но дин экспонат я хочу выделить. И не потому что он самый любимый, а просто у него необычная история. Я не знала, что у великого князя Сергея Александровича был в Ильинском свой врач. И буквально года три назад мне позвонил внук этого доктора и у него есть бумаги, касающиеся Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича, и что он готов предоставить мне копии этих документов. Потом он пропал на целый год, а затем позвонил снова, и мы встретились. Известно, что Елизавета Федоровна и Сергей Александрович многих детей здесь крестили. И вот Сергей Александрович был крестным отцом дочери своего врача. Потом, когда не стало и Сергея Александровича, и самого врача, Елизавета Федоровна определила пенсии супруге и дочери доктора. А внук врача привез мне копии документов, подтверждающие этот факт и несколько фотографий. Честно говоря, мне было очень приятно. А ведь сейчас из местных  жителей никто и не вспомнит, что был такой врач у Сергея Александровича.
 
А местные жители как относятся  к Елизаветинскому музею — посещают часто?
 
Как я уже говорила, многие местные заходят. Но есть и те, кто живет здесь значительное время и не знает, что в Ильинском есть Елизаветинский музей. Яркий пример — прошлым летом одна женщина гуляла тут с ребенком,  зашла сюда и говорит: «А что, здесь разве музей?». Я спросила ее, где она живет, оказалось, что на соседней улице. Я ей говорю: «Слушайте, музею 14 лет, как вы не знаете о его существовании?». Оказывается она на машине выезжает по другой дороге и даже не подозревает о музее.
 
Вы много лет живете в Николо-Урюпине. Чего, на ваш взгляд, не хватает в инфраструктуре этих мест?
 
Прежде всего, очень остро не хватает хорошего транспортного сообщения между местными населенными пунктами. Насчет сообщения с Москвой можно сказать только хорошее — регулярно ходят автобусы и маршрутки. Но добраться из Николо-Урюпина, например, в Ильинское, целая большая проблема. Интервалы между автобусами большие, и, кроме того, не совпадает расписание. Например, доберешься на одном автобусе в Глухово – другой, нужный тебе автобус только что ушел и следующий будет лишь через 40-50 минут. Вот если ехать на машине, то из Николо-Урюпина сюда можно добраться за 10 минут. А на общественном транспорте я трачу на поездку полтора-два часа.
 
Вы каждый день ездите из Николо-Урюпина в Ильинское. Где вы берете силы тащить на себе Елизаветинский музей, да еще работать в Совете ветеранов?
 
Отвечу тоже немного издалека. Когда я только собиралась создавать музей, меня многие спрашивали: «А как вы будете со всем этим управляться? Вы что, учились оформительству и знаете, куда что поставить и повесить?». Я отвечаю: «У меня только один источник — свыше». Так что я во всем уповаю на Бога. Наверное, не просто так я занималась восстановлением храма, ведь я, как и все светские люди, была далека от этого. Но в течение 20 лет я воцерковлялась, и теперь Господь помогает мне.
 
И напоследок расскажу вам об одном чуде,  которое произошло в музее. Мою книгу оформляла художник Людмила Афонина. Ее дед был священником в Моршанске, в свое время был расстрелян, а несколько лет назад его причислили к лику святых. Я общаюсь с этой семьей и взяла несколько маленьких фотографий, на одной из которых был заснят этот священник. Я увеличила эти фото для стенда, а когда священника причислили к лику святых, то посетители музея обратили мое внимание на то, что на фотографии  над головой батюшки проявился нимб,  и лицо стало как у живого. Вот такое чудо...
 

Нашли ошибку?

Фамилия Имя:
Ваш e-mail:
Телефон:
Сообщение:

    Реклама

    Коттеджный поселок
    КП с озером Woodside Residence

    45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. SPA, теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана 

     

    Реклама

    Коттеджный поселок
    КП у воды Bayside Residence

    На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана 

     

    Реклама

    Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»
    Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

    Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.

     

    Реклама

    Коттеджный поселок
    Рузские дачи

    Участки рядом с пляжем. От 0,9 млн руб. Поселок построен

     
Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

Реклама

Мебельный текстиль «СОЮЗ-М»

Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.

 
Рузские дачи

Реклама

Коттеджный поселок

Участки рядом с пляжем. От 0,9 млн руб. Поселок построен

 
КП у воды Bayside Residence

Реклама

Коттеджный поселок

На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана 

 
КП с озером Woodside Residence

Реклама

Коттеджный поселок

45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. SPA, теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана