Авторизация

Вы можете войти как пользователь других сайтов

Или как пользователь сайта Novaya-riga.ru:

Я забыл пароль

Если у вас нигде нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Новая-Рига.Ру / Инфраструктура / Услуги / Редакция Novaya-Riga.Ru / «Живая школа» в Гринфилде: тайны ремесла и жизнь без оценок

«Живая школа» в Гринфилде: тайны ремесла и жизнь без оценок

26 мая, 2015

В «Живой школе», находящейся в элитном поселке «Гринфилд» на Новорижском шоссе, все необычно. Здесь нет оценок и учебников, многие занятия проходят на лоне природы, а июнь — учебный месяц, только занятия проходят в иных широтах.

И даже выглядит эта школа, работающая по вальдорфской программе, необычно — она находится на втором этаже мощной башни в римском стиле. Прямо в коридоре школы «растет» дерево, по которому можно полазить на перемене, а в уютной столовой, где дети сидят вместе с учителями, подаются домашние супы и испеченный учителями хлеб.

 

Недавно в школе прошел День открытых дверей. Корреспондент «Новой Риги» побывала на мероприятии, и попыталась проникнуть в тайны учебного заведения.

Как все начиналось

«Живой школе» уже третий год. Ее директор, Капитон Дубинин, когда-то закончил отделение прикладной математики Физтеха. После этого он сменил много сфер деятельности: работал директором представительства в ЛУКОЙЛе, руководил рекламным агентством, открыл итальянскую пекарню на Рублевском шоссе. Когда у Капитона Вадимовича родился первый сын, семья переехала жить на Новую Ригу. И именно там они с женой организовали детский сад «Заповедник детства», который теперь располагается недалеко от «Гринфилда» в поселке Ларюшино. Это заведение существует уже много лет и работает по той же вальдорфской программе.

Капитон Дубинин, директор школы

Потом Дубинин и другие родители-единомышленники поняли, что надо идти дальше, и создали для своих детей «Живую школу». К тому времени ее директор уже прошел обучение на множестве курсов и семинаров, связанных с педагогикой. Сейчас Дубинин — отец уже пятерых детей, а в школе, в которой в прошлом году училось всего 8 учеников, их уже 32.

Классов здесь всего 5: первый, второй, третий, пятый и восьмой.

«Поскольку школа создавалась под конкретных детей, вначале у нас был только первый класс, куда перешли дети из нашего садика и третий, где был единственный ученик — мой сын, — поясняет Капитон Дубинин. — Потом классы стали прибавляться. Наши же восьмиклассники — это, в основном, братья и сестры тех детей, которые учатся в младших классах».

Сам Дубинин преподает в третьем классе.

Особенности программы

Она строится на традиционных принципах вальдорфской школы. Отметок здесь, как уже было сказано, нет.

«Сейчас они отсутствуют и в первом классе государственных школ, существует и инициатива по отмене оценок в средней школе, — говорит Капитон Дубинин. — Когда дети начинают учиться ради отметок, а не знаний, это в корне меняет весь подход к учебе».

 

 

Классы в Живой Школе

Нет и учебников, кроме пособий по иностранному языку. Ученики сами создают подобие учебников в больших тетрадях.

Но общей отчетности при этом не избежишь, ведь госаттестации у «Живой школы» нет. Ученики заведения приписаны к московской лицензированной школе. Туда сдаются работы второклассников и третьеклассников по русскому и математике, а четвероклассники сдают при этой школе тест за началку. Там же проходятся и ГИА, и ЕГЭ в старших классах.

Русский и математика преподаются в «Живой школе» «эпохами» (период длиною в 3–4 недели).

«Когда математика у нас — лейтмотив недели, то все предметы тем или иным образом связываются с темами, проходимыми в рамках математического курса, — поясняет Капитон Дубинин. — Например, если учебный день начинается с математики, и четвероклассники изучают дроби, на уроках музыки в этот период изучают длительности, тоже являющиеся своего рода дробями. Если на русском изучают предлоги, эта тема всплывает и на уроке английского. Таким образом, постоянно образовываются межпредметные связи, способствующие цельному восприятию всего учебного процесса. Школьная программа — не разрозненный калейдоскоп. С третьего класса, кроме эпохального изучения математики и русского, начинается и еженедельное. Еще один момент — дети должны понимать, как они могут практически применить тот или иной предмет, будь то химия или иностранный язык».

Английский и немецкий изучают здесь с первого класса. Дубинин говорит о формировании у детей особого способа мышления: «Ребенок видит разницу построения фразы в русском, английском и немецком, что позволяет придать мышлению гибкость. А что такое химия? Абсолютно социальный предмет, где изучается взаимодействие элементов, у каждого из которых свой характер. География формирует межнациональные отношения и отношения к другим национальностям. Если с интересом изучать чужую культуру, никогда не будешь националистом, ибо появляется осознание, что все мы — жители одной планеты».

Ученики

«Живая школа» — единственная школа, работающая по вальдорфской системе на Новой Риге, и единственное как таковое учебное заведение в поселке «Гринфилд». Но местные жители, как рассказывает директор, предпочитают более «статусные» заведения — типа расположенной неподалеку Ломоносовской школы. В результате школу посещают дети только из одной гринфилдовской семьи, остальные же приезжают из разных близлежащих мест: Ларюшино и Звенигорода, Жуковки и Истры. Бывает даже, что семьи специально переезжают из Москвы поближе к школе и снимают или покупают дом в близлежащих поселках. Треть учеников — дети учителей, поэтому школу и называют «родительской инициативой».

 

Учителя и ученики

Родители привозят своих детей в Ларюшино, после чего ученики проходят в сопровождении педагога трехкилометровый путь через лес. Это путешествие тоже несет в себе смысловую нагрузку — двигательной активности в школе уделяется особое место, к тому же есть возможность прочувствовать по пути красоту природы.

Максимально в классе здесь может быть 12–15 учеников.

«Считаю, что больше 15 тетрадей качественно проверить невозможно, — говорит Дубинин. — В том году у меня было 9 учеников, а сейчас 10, и даже это — скачок, который заставляет меня менять принципы работы».

Восьмиклассница Настя говорит, что самое важное для нее — ощущение свободы, ведь «без свободы не живут». У девочки остались негативные воспоминания о детском саде («мрачное здание, где можно играть только на переменах»), о первой школе («ждешь, что в школе будет что-то иное, но свободы больше не становится, все только хуже и сложнее»), у нее когда-то были проблемы и в общении со сверстниками, и в выполнении домашних заданий. Ее мама, младшая дочь которой посещала уже «Заповедник детства», была в числе активных организаторов школы. И теперь у Насти нет проблем ни с общением, ни с самостоятельным выполнением домашних заданий. По натуре она, как сами признается, бунтарь, и однажды отказалась посещать хор. И очень удивилась, когда учителя не предъявили к ней никаких претензий. Теперь она с удовольствием поет.

А семья ее одноклассницы Маши не так давно переехала на Новую Ригу из Волгограда. В бывшей школе у Маши не было никаких проблем в учебе, но существовало ощущение глобального формализма преподавателей. Здесь она второй раз пошла учиться в восьмой класс. Поначалу Машу мучили опасения — ведь все по-другому, но она быстро втянулась в учебный процесс.

На День открытых дверей пришли и родители «потенциальных учеников». Многие из них привели с собой детей. У всех свои мотивации при выборе заведения — кто-то пытается заранее разведать обстановку, а кто-то уже разочарован недолгим предыдущим школьным опытом. Мама мальчика Володи пережила разочарование в московской школе, первый класс которой посещал ее сын, и специально переехала на Новую Ригу, чтобы ребенку было комфортно учиться. А мама восьмилетнего Данилы, сменившего уже две школы, признается, что в нынешнем их учебном заведении «нечем дышать».

Есть, разумеется, и многие родители, чьи дети уже посещают «дубининский» детский сад, а есть и просто те, кого привлекают идеи вальдорфской педагогики. Среди мотивировок родителей при выборе учебного заведения и такие, как «не портить детство».

Учителя

У всех педагогов заведения большой и интересный опыт предыдущей работы, не ограниченный школьными стенами и узкими специализациями. Например, учитель пятого класса Сергей Королев был сначала воспитателем в детском саду, а после обучения на ремесленном семинаре, работал в кузнечной мастерской. Сейчас, помимо «классного руководства», он преподает ремесло.

Учитель Сергей Королев

Алексей Бузенков — учитель будущего первого класса, имеет хореографическое и психологическое образование, ранее он профессионально занимался танцами и преподавал хореографию, а с вальдорфской школой познакомился, когда работал в Канаде на биодинамическом хозяйстве. А позже открыл в себе еще таланты художника, музыканта и ремесленника. Учительница же восьмого класса Екатерина Орлова — практический психолог и психотерапевт и редактор текстов по психологической и социальной работе.

За каждым педагогом закрепляется много предметов. Например, Юрий Подкопаев ведет не только информатику и математику, но и физику, алгебру, геометрию и даже физкультуру. Сергей Королев преподает ремесло, математику, историю и биологию.

«Учитель каждого класса ведет столько предметов, сколько он может вести, — поясняет Капитон Дубинин. — И математику, и русский, и живопись, и музыку, и физкультуру, и чтение, и театр. Я лично преподаю все эти дисциплины в своем классе. Правда, в шестом классе педагог может попросить вести отдельные уроки предметника, но все равно на нем останется значительный объем занятий. Такая позиция базируется на том, что учитель учится вместе с учениками. Если предметник преподает один предмет и пытается донести его как главный, это одна ситуация. А вот если предметов много, педагог оказывается в той же ситуации, что и дети, и понимает, насколько им трудно. А дети, в свою очередь, видят, что преподаватель способен охватить материал целиком, и понимают, что, значит, и они на это способны, и тянутся за ним. В такой ситуации самим педагогам приходится тоже «подучиваться».

Труд и ремесло

Эти понятия — важный элемент вальдорфской системы. Занятиям такого плана в школе отводится много времени.

«Пять лет назад я познакомился с Петером Гуттенхофером, ведущим преподавателем вальдорфского педагогического семинара из германского Касселя, — рассказывает Капитон Дубинин. — Он вдохновитель многих школ — не только немецких, нашей и других российских, но и бразильских, кенийских и других. Недавно Гуттенхофер приезжал к нам читать лекцию. У него особое видение школы, основанной на „хендлум-педагогике“ или „педагогике действия“, позволяющей доносить до детей все предметы через реальную деятельность. Важно, чтобы у детей в руках было ремесло. Это может изменить общий сейчас тренд, заключающийся в том, что дети (да и взрослые) не способны сделать ничего своими руками. Вы знаете, что сейчас наблюдается много детей с плоскостопием — ведь они не ходят, а ездят! А что тогда говорить об умении рук? А ведь не зря Сухомлинский говорил, что „наш интеллект — в кончиках пальцев“.

 

Огромное внимание в школе уделяется творчеству

Ирина Королева, которая раньше работала в детском доме, преподает в школе рукоделие. На ее уроках ученики, в частности, сами изготавливают костюмы для школьных спектаклей.

„У детей большое желание работать, — говорит преподавательница. — Когда я беру после ученицы спицы, то я чувствую, какие они горячие и влажные — так дети стараются“.

А Сергей Королев обучает детей работе с деревом, металлом и другими материалами, а недавно в школе даже проводился кузнечный фестиваль. Школьного пространства не хватает, поэтому Зеленые мастерские организовываются прямо в соседнем лесу.

„Недавно мы с второклассниками строили мини-город на небольшом островке на речке, — рассказывает Королев. — Один ученик собственноручно строил домик, другие активно работали над созданием поднимающегося моста со сваями. Заметьте, восьмилетние дети делали все сами, я лишь следил за тем, чтобы они соблюдали технику безопасности при работе с инструментами. Все было построено очень быстро“.
Большое внимание уделяется и условно „сельскохозяйственной деятельности“.

Хендлум-педагогика“ предполагает, чтобы дети работали на земле, занимались садоводством, — говорит Дубинин. — Наше отношение к земле, особенно в России, ужасающее. Поэтому должно вырасти новое поколение детей, которые будут относиться к вопросу иначе. Это отношение мы прививаем еще в детском саду. Недавно со вторым классом мы сеяли пшеницу. Затем мы будет жать ее, молотить, веять, молоть зерно, и, наконец, печь хлеб».

Магия творчества

Много времени здесь отводится музыке и театру. Яна Голохвастова, учитель второго класса, постоянно ставит с учениками спектакли, а Анна Мышкина, музыкальный педагог, обучает их игре на пяти инструментах! В арсенале преподавательницы: флейта, скрипка, гитара, фортепьяно, лира. Ежедневно, полчаса перед занятиями ученики «Живой школы»…поют. Они исполняют песни на разных языках, например, сейчас перед поездкой в Италию, они разучивают песню на языке этой страны. В репертуаре и русские народные, и праздничные песни, и композиции про ремесла. Эти «спевки» не отменяют углубленных занятий музыкой, проходящих дважды в неделю.

Учитель Яна Голохвастова

«Мне близок метод преподавания, где отсутствует соревновательный метод, — говорит Мышкина. — Музыка ради музыки, музыка ради красоты — вот к чему мы стремимся».

В школе часто проводятся фестивали, где дети демонстрируют полученные музыкальные и лингвистические навыки, читают стихи.

Обилие путешествий

«Походы и путешествия — часть вальдорфской школьной программы, но каждый реализует ее по мере возможности», — говорит Капитон Дубинин. В его заведении эта часть реализуется с «размахом».

Так, изучать древнюю культуру пятиклассники ездили в Грецию. А в июне все ученики школы учатся в Германии в дружественной школе Rudolf Steiner Schule Loheland — начало было положено в прошлом году. После чего отправляются в Италию, на остров Альбарелла, где они работают в мастерских, решают задачи по ориентированию на местности.

Помимо этого, дети побывали уже и в Стамбуле, и в Крыму. А в нынешнем мае они ходили в поход на байдарках по реке под городом Ржевом — младшеклассники отправились туда на вторые, а пятиклассники — на первые майские праздники.

Праздник всегда с тобой

В школе широко отмечаются праздники самого разного рода: Масленица, Рождество, в октябре отмечается Праздник Мужества, а в ноябре проходит Праздник Фонариков.

Вместе с родителями

Родители активно участвуют в школьной жизни. Так, на Рождество в этом году состоялось первое выступление родительского оркестра — далеко не у каждого взрослого при этом за плечами стоит музыкалка или вообще какой-то опыт музицирования. Родители играют в школьных театрах, ходят с детьми в походы.

«Если родители участвуют в школьной жизни, школа становится составляющей частью жизни семьи, — считает Капитон Дубинин. — Если ребенок видит, что для родителей это важно и интересно, то у него самого формируется соответствующее отношение к школе. Ученикам нравится, когда родитель тоже учится, скажем, играть на флейте».

Цена вопроса

Стоимость обучения — 40 тыс. руб. в месяц. К этому надо прибавить расходы на поездки.

Достижения и итоги

«Вальдорфская школа не самая лучшая школа в мире, — говорит Яна Голохвостова. — Кому-то она подходит, кому-то нет, все зависит от жизненных ценностей. Могу, например, сказать, что в третьем классе 4 ученика из 10 уже пишут свои книги».

«Сравнивать системы школ, какая лучше или хуже — бессмысленно, — подтверждает Капитон Дубинин. — Разным людям нужны разные школы. Даже все вальдорфские школы — все разные, и у каждой есть свое видение. В основе нашего подхода — ориентированность на детей, в учебных программах мы отталкиваемся, прежде всего, от ученика. А есть школы, где основной мотиватор — программа. Там стремятся к высокому рейтингу, отличным результатам ЕГЭ. Что происходит с ребенком в этот момент, их мало интересует.

Нам же гораздо важнее, чтобы ребенок был здоров, социализирован, имел свое мнение, и чтобы ему интересно было учиться. Что толку в хорошей оценке, если ребенку это неинтересно? Все предметы для нас лишь инструментарий, помогающий сформировать личность, пробудить самостоятельное мышление, интерес к окружающему миру и другим людям вокруг, осознанное восприятие всего этого и себя самого. Важно, чтобы ученик видел мир, и отражение себя в нем, и наоборот. В этом случае, он часть этого мира. Такая постановка образовательного процесса формирует человека морального и честного, и это важнее, чем оценка.

Большим нашим достижением считаю то, что дети, приходившие к нам в плохом состоянии, преображались и психологически и физиологически. Например, один мальчик имел такие проблемы, как кровотечение из носа, и даже отказывался от еды. Через месяц после пребывания в „Живой школе“, эти проблемы ушли. К нам приходили и дети, на которых давили большие социальные проблемы и проблемы со сверстниками. Теперь у них другое настроение, и глаза светятся».


Готовые таунхаусы с выгодой до 5 млн.руб.!

Нашли ошибку?

Фамилия Имя:
Ваш e-mail:
Телефон:
Сообщение:
    Звенигородский лес

    Участки от 11 сот. Поселок в заповедном лесу. Новорижское ш, 50 км. Коммуникации включены в стоимость: газ, вода, электричество.

    +7 (495) 540-42-41

    Таунхаусы Futuro Park 169 и 238 кв.м.

    Панорамные окна, терраса на крыше. Новая Рига, 23 км. Застройщик ООО «ИнвестЛэнд». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф

    Таунхаусы Park Fonte на Новой Риге

    Современная архитектура, рядом водоем. 23 км от МКАД. Застройщик ООО «Терра Ди Инканти». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф.

    Готовый поселок "Глебово"

    Участки с комм-циями от 1,5 млн.р. Без доплат! Центральные комму-ции, развитая инфр-ра, рядом ж/д станция

    +7 (495) 540 42 41

    Новорижская деревенька

    Без пробок! Асфальт до границы поселка! Отличная экология! Экофермы, охота и рыбалка, река Руза и Рузское водохранилище!

    +7 (495) 120-14-36

Звенигородский лес
Коттеджный поселок

Участки от 11 сот. Поселок в заповедном лесу. Новорижское ш, 50 км. Коммуникации включены в стоимость: газ, вода, электричество.

+7 (495) 540-42-41

Новорижская деревенька
Дачный поселок

Без пробок! Асфальт до границы поселка! Отличная экология! Экофермы, охота и рыбалка, река Руза и Рузское водохранилище!

+7 (495) 120-14-36

Таунхаусы Park Fonte на Новой Риге
Коттеджный поселок

Современная архитектура, рядом водоем. 23 км от МКАД. Застройщик ООО «Терра Ди Инканти». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф.

Таунхаусы Futuro Park 169 и 238 кв.м.
Коттеджный поселок Futuro Park (Футуро Парк)

Панорамные окна, терраса на крыше. Новая Рига, 23 км. Застройщик ООО «ИнвестЛэнд». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф

Готовый поселок "Глебово"
Дачный поселок

Участки с комм-циями от 1,5 млн.р. Без доплат! Центральные комму-ции, развитая инфр-ра, рядом ж/д станция

+7 (495) 540 42 41